Евгений Миронов: Мы очень вовремя задумали театральный фестиваль во Владивостоке

Прочтено
читать менее одной минуты

Евгений Миронов: Мы очень вовремя задумали театральный фестиваль во Владивостоке

За день до начала первого Международного Тихоокеанского театрального фестиваля (12+) во Владивосток прилетит его инициатор — народный артист России, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов. В эксклюзивном интервью ИА PrimaMedia он рассказал, в каком спектакле сыграет, назвал имена знаменитых участников фестиваля и своих друзей в Приморском крае. 

— Евгений Витальевич, как появилась идея провести такой международный театральный фестиваль , и именно во Владивостоке? 

— Началось всё в Южно-Сахалинске, где я был на фестивале современного искусства "Территория" (12+). На этот фестиваль съехались актеры, режиссеры, драматурги почти со всего Дальнего Востока. Молодые ребята из Владивостока, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Петропавловска-Камчатского и других городов. И я увидел в их глазах голод: они готовы были терпеть бытовые неудобства, квартирные, но, когда творческий застой, и нет новых идей, нет энергии, возможностей — это гораздо тяжелее. 

Когда встречаешься с молодыми, то невольно даёшь им надежду, что "где-то там наверху" удастся сказать об этом и что-то наладится. После той встречи я был во Владивостоке, в Хабаровске и подумал о том, что Дальний Восток незаслуженно обделен вниманием. Конечно, в рамках гастрольной программы сюда приезжают лучшие театры России, но внутри жизнь какая была — такая и есть. Где-то лучше, где-то хуже. Спектакли театров Хабаровска регулярно выдвигаются на "Золотую маску", а где-то жизнь просто застыла в 70-х годах прошлого века.

Между тем, у молодых артистов, которые распределялись в эти театры, есть потенциал. Поэтому на встрече с президентом я предложил программу: она касается не только Тихоокеанского театрального фестиваля во Владивостоке — в неё входит также организация гастролей и фестиваль в Хабаровске, который объединит все театры из субъектов Дальнего Востока, до этого мало знавшие друг о друге. 

Кроме того, в программе есть гранты для молодых режиссёров. Это значит, что театру в Петропавловске-Камчатском, Якутске или другом городе, где есть начинающий талантливый режиссёр, не придётся тратить свои деньги на постановку. Он получает грант и дальше сможет стать участником фестиваля. И ведь много таких молодых, кто хотел бы поехать! Я это знаю по опыту Театра наций, работая с театрами малых городов России. 

И, наконец, международный фестиваль . Приморский край — это такое удивительное место, что я подумал — как же до сих пор никому в голову не пришло провести там международный Тихоокеанский фестиваль . Край нашей страны и такое стечение культурных кодов, традиций! Рядом — Япония, Китай , Корея . А если говорить вообще про Тихоокеанский регион, то там есть и Австралия, и даже Америка; Вьетнам , где своеобразный, очень интересно развивающийся театр . И как не объединить всё это в Приморье, если мы говорим про Россию как про культурную державу.  

Тихоокеанский театральный фестиваль откроется спектаклем известного японского режиссёра

Кроме того — отвечая на вопрос, почему Владивосток . Потому что Владивостоку всегда не везло — то революционные, то военные действия; на этот лакомый кусок хотели позариться и американцы, и японцы , китайцы. С приходом советской власти он начал мощно развиваться, а потом надолго стал закрытым городом-портом. Он и территориально далеко, и отрезан был такими условиями, событиями. Но сейчас видно, что ситуация меняется: руководство страны обратило внимание на Владивосток , и делается много шагов для поднятия всех сфер деятельности. Это подтверждают последние события с заявлениями о том, что ещё будет город Спутник, и население Владивостока вырастет до миллиона человек.

И, мне кажется, мы очень вовремя задумали международный театральный фестиваль . О Владивостоке узнают во всём мире и будут рассказывать о том, насколько он ещё и культурно развит. В городе — пять театров, включая Приморскую сцену Мариинского театра.

Фестиваль организован по президентскому гранту?  

— Нет, он проходит в рамках программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке. Программа поддержана президентом, и очень рад этому.

Мы, организаторы фестиваля, сейчас, конечно, волнуемся. Над формированием программы работали потрясающие профессионалы под руководством Валерия Шадрина — генерального директор Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова. Этот фестиваль зарекомендовал себя в Москве и в мире, и мне очень важно, что именно они были составителями программы. Мы совместно занимались. 

Спектакль "Конец игры" покажут на Тихоокеанском театральном фестивале во Владивостоке

Конечно, пандемия внесла свои коррективы, потому что изначально программа была несколько другая — в ней были также Китай , Вьетнам , другие страны Тихоокеанского региона. Но в связи с пандемией он стал мировым театральным фестивалем: приедут представители Армении, Грузии, Аргентины, Швейцарии, Испании — рамки расширились. 

Безусловно, фестиваль делается для дальневосточников. И мы надеемся, что будут зрители не только из Приморья, но и приедут из других регионов ДФО. 

— А профессионалам он может быть интересен? 

— Конечно. Ведь, кроме показа спектаклей, будет ещё и образовательная программа. Это очень важно — артисты, режиссёры и все желающие могут послушать мастер-классы ведущих специалистов по международному театру. Я тоже там буду участвовать. 

И еще одна особенность таких фестивалей — честно говоря, для нашей страны это редкость — после каждого спектакля его создатели общаются со зрителями. Могут ответить на любой вопрос. 

— Какой спектакль покажет на приморской сцене Театр наций, которым вы руководите? 

— Это будет "Дядя Ваня" (12+) французского режиссера, руководителя парижского театра "Одеон" Стефана Брауншвейга. Я играю там вместе с Анатолием Белым, Мариной Александровой, Виктором Вержбицким и другими артистами. На Приморской сцене Мариинского театра спектакли пройдут 7 и 8 октября. 


— Кто будет вести мастер-классы в рамках образовательной программы — это известные люди? 

— Я думаю, тут дело не в известности, а в профессионализме. Какой он, современный театр ? Важно, что мы этим фестивалем говорим о сегодняшнем состоянии мирового театра. На эту тему будет говорить кандидат искусствоведения Елена Федоренко .

Я встречусь со всеми желающими и расскажу о разнице школ, об опыте сотрудничества с зарубежными режиссерами, с которыми работаю большую часть своей жизни. 

Роман Должанский — театральный критик и арт-директор фестиваля "NET — Новый Европейский Театр " (12+) прочтёт лекцию "Театр до и после пандемии". Он тоже расскажет о сложившемся мировом опыте — позитивном и не только. 

"Работа режиссёра с художником" — мастер-класс художественного руководителя Армянского театра "Амазгаин" Нарине Григорян и художника Виктории Риедо-Оганесян. В наше время режиссёр и художник — это соавторы, родители идеи. Это должен быть очень сильный тандем — не как раньше, когда режиссёр поручал сделать то-то и то-то. 

Эти и другие лекции, мастер-классы, творческие встречи в рамках образовательной программы пройдут в Пушкинском театре ДВФУ и в Мариинском театре во Владивостоке. Особое уважение — Роберту Стуруа, который уже в почтенном возрасте, в 83 года, прилетит на фестиваль и даст мастер-класс 27 сентября. Я восхищён, потому что это — настоящая легенда. А 28 и 29 сентября дальневосточный зриетль увидит спектакль -предсказание "Конец игры" (12+), поставленный Робертом Стуруа в Национальном театре им. Шота Руставели.

— Из российских спектаклей, кроме "Дяди Вани" с вашим участием, будет что-то ещё? 

— Да, музыкальный спектакль "Медведь " (16+) по пьесе Чехова, в постановке Владимира Панкова, где заняты Елена Яковлева и Александр Феклистов. Это — саунд-драма: соединение звука и драмы.  

— Вы ведь были уже во Владивостоке в мае этого года. Какое впечатление произвели город и Приморский край в целом? Или раньше уже приезжали? 

— Я как будто магнитом притянут к Приморью последние два года. Началось всё с того, что, побывав во Владивостоке, я абсолютно влюбился в одного вашего знаменитого человека — Владимира Клавдиевича Арсеньева. Он ещё в царской России начал ходить в свои знаменитые походы и писать книги, а закончил при советской власти. Причём это достаточно печальная история , когда его оклеветали. Но сквозь призму этого человека я посмотрел на Приморский край и подумал: боже мой, это просто чудо природы! Ощущение простора, масштаба. Ты чувствуешь себя маленьким муравьём.

Приезжаешь в Москву, где всё поделено на какие-то зоны, или в любой другой европейский город, — и ты часть этого мира. А в Приморье, в арсеньевских местах, есть другой мир, огромный и прекрасный. Только, люди, не вредите — об этом писал Арсеньев . Это удивительная, фантастическая экосистема, которую еще не удалось испортить. И сейчас мне очень нравится бережное отношение к этому краю и то, что работает центр "Амурский тигр ".

Кстати, я объехал все места, связанные с Арсеньевым, и могу уже лекции читать. Олег Николаевич Кожемяко, который встречал меня и сценариста фильма и был нашим проводником, показывал всё как специалист. Он всё про это знает досконально.  

 — А вам показывали живых тигров? 

— Нет (смеётся — Прим.ред). Мне показывали дерево, которое они помечают. Этого было достаточно — необязательно встречаться с хищниками. 

— С кем ещё из известных людей Приморья вы знакомы, кроме губернатора? 

— Я очень хорошо знаком с Виктором Шалаем — директором музея имени В.К. Арсеньева. Общался также с директором Приморского филиала Мариинского театра. Когда ходили по арсеньевским местам, нас везде встречали, поэтому там уже много знакомых. 

— А вообще у вашей семьи есть дальневосточные корни, какая-то связь с этой огромной территорией страны? 

— Вы знаете, ещё в детстве, когда я учился в школе, мы жили в военном городке в Саратовской области. И вот стали выселять гражданских и предложили родителям на выбор два города: Гродно в Белоруссии и Петропавловск-Камчатский. И я умолял родителей поехать на Камчатку! 

Я никогда не был отличником по географии, но в тот год выучил всё! Рисовал сопки, океан , изучал историю и природу края. Мечта не осуществилась — не знаю, хорошо это или плохо, может, у меня по-другому сложилась бы жизнь — но с тех пор эта тайна края земли засела у меня в голове.

Никаких других связей с Дальним Востоком не было — разве что дядя мой долго жил на Сахалине, но я не был у него в гостях. Поэтому моё открытие Дальнего Востока случилось уже в достаточно позднем возрасте, не так давно.  

С Евгением Мироновым беседовала журналист Оксана Киселева.  

Поделиться: